Северо-Западная пригородная пассажирская компания

Расписание движения и стоимости проезда

Ладожское озеро

Ладожское озеро - самое крупное пресноводное озера Европы, чьи бурные воды немногим уступают морским простором.

До появления Карельского перешейка (9000 лет назад), Ладожское озеро было частью моря.

Ладожское озеро
Ладожское озеро

Площадь Ладожского озера достигает 17.6. тысяч км?. Человек стоящий на берегу Ладоги, никогда не увидит противоположного берега озера. Южное побережье Ладожского озера низкое и постоянно подтапливаемое, западный берег порос густым лесом и кустарником, на восточном побережье можно найти обширные песчаные пляжи. Пожалуй, самым живописным является северный берег Ладоги, с его скалами фьордами и шхерами.

Скальные фьорды
Скальные фьорды

В Ладогу впадают 35 рек, крупнейшей из которых является Свирь. По просторам озера разбросаны и многочисленные острова – всего их около 660. Самый крупный остров Ладожского озера носит название Риеккалансари («Греческий остров») и находится в районе Сортавалы. Самый известный остров Ладоги это конечно Валаам, где находится одноименный монастырь. Так же верующие и путешественники хорошо знают другой монастырский остров – Коновец.

Озеро Ладога присутствует на одной из первых географических карт государства Московского, составленной в 1544 году немецким картографом Себастьяном Мюнстером. Первая подробная карта Ладожского озера была составлена при Адмиралтейском департаменте в 1812 году. Для России Ладога всегда имела стратегическое значение: через ее просторы в IX веке проходила важная часть водного пути «из варяг в греки». Документальное упоминание о «великом озере Нево» (так называли Ладожское озеро в старину) впервые встречается в древнерусской летописи, датированной 1228 годом. Первая столица до Киевской Руси находилась вблизи места впадения в Ладожское озеро реки Волхов.

Ладожское озеро Ладожское озеро Галечный пейзаж Галечный пейзаж

Новгородцы держали на Ладоге не только торговые суда, но и военную флотилию. Многие страницы Петровской эпохи тесно связаны с этим озером. Здешние края были свидетелями славных битв на Ладожском озере во времена Северной войны.

Ладожское озеро – «дорога жизни». Во время Второй мировой войны, с 1941 по 1944 год, большая часть побережья Ладожского озера находилась в немецко–финской оккупации. Жители городов и деревень были фактически отрезаны от мира. И только в юго-западной части Ладоги было сообщение с советскими войсками. Эта «дорога жизни» функционировала с сентября 1941 и по март 1943 года. Этот путь связывал жителей блокадного Ленинграда с остальной территорией страны. «Дорога жизни» начиналась от порта Осиновец на Ладожском озере, а заканчивалась в доках Ленинграда. Летом поводе, а зимой по ледяной дороге, в город под градом вражеских снарядов переправлялись продовольствие, медикаменты и вещи первой необходимости. Всего за существование «дороги жизни» было переправлено 1,6 млн. тонн различного груза, которые позволили продержаться жителям Ленинграда до снятия блокады. Но поэтому пути не только везли продовольствие, а еще и вывозили людей. Так было эвакуировано приблизительно 1400 человек. В настоящее время на том месте, где пролегала «дорога жизни», установлено 7 монументов и 102 памятных столба. Все они внесены в Зеленый пояс Славы.

Дно Ладоги и посей день хранит многочисленные интересные и ценные артефакты, относящиеся к различным временным эпохам. Свой след оставили древние викинги, солдаты Северной и Великой Отечественной войны. Конечно, в первую очередь Ладожское озеро скрывает следы второй мировой войны. Яркий тому пример «Бухта смерти». В этом месте в августе 1941 года происходила срочная эвакуация стрелковой и моторизованной советских дивизий. В течение двух недель под ожесточенным артиллерийско–минометным огнем корабли снимали с берега бойцов. Маленькую бухту буквально засыпало снарядами. До сих пор все дно озера покрыто слоем гильз, осколков снарядов и железа. По всей территории Ладожского озера уже более десяти лет осуществляется проект «Тайны затонувших кораблей». Участники этого проекта составляют регистр, в который вносят описание найденных затонувших кораблей и самолетов. Благодаря пресной холодной воде Ладоги все объекты превосходно сохраняются на дне. Они представляют большой интерес для любителей дайвинга.

Особую привлекательность этих мест для туристов имеет Филиал Музея Октябрьской Железной Дороги – «Мемориальный Музей «Дорога Жизни».

Музей «Дорога Жизни», паровоз Эш-4375 комсомольско-молодежной бригады
Музей «Дорога Жизни», паровоз Эш-4375 комсомольско-молодежной бригады

Музей открыт в 1975 году в новом станционном здании, построенном в виде противотанковой надолбы. Рядом с вокзалом установлен паровоз Эш-4375 комсомольско-молодежной бригады, работавшей на Дороге Жизни. Экспозиция музея представлена фотографиями, документами и подлинными предметами, которые рассказывают о Ладожском железнодорожном узле, озерно-речном порте в годы Великой Отечественной войны и о строителях Дороги Жизни.

Музей «Дорога Жизни» Музей «Дорога Жизни»
Музей «Дорога Жизни»

Ранее безлюдная маленькая станция Ладожское Озеро в годы войны превратилась в развитой железнодорожный узел с пятью станциями и примыкавшим к ним большим озерно-речным портом.

Сегодня Ладожское озера продолжает оставаться важной транспортной артерией, которую бороздят сотни кораблей. Ладога так же популярна как туристический объект. Каждый год тысячи людей посещают знаменитые монастыри на островах Валаам и Коновец, крепость Орешек, Новую Ладогу, Сортаваллу. Любители экологического туризма, ценят шхеры северного приладожья и песчаные пляжи восточного побережья.

До Ладожского озера можно доехать на пригородном поезде. Между Санкт-Петербургом и Ладожским озером проложена линия – Ириновского направления – со станцией Ладожское озеро. Время в пути от Санкт-Петербурга (Финляндский вокзал) – 1 час 20 минут. Поезда курсируют ежедневно. С расписанием Вы можете ознакомиться .

Источники: railway-museum.ru, ipetersburg.ru Назад