Интервью генерального директора СЗППК "Российской газете"
Новые маршруты электропоездов помогут в развитии внутреннего и выездного туризма
Марина Ледяева (СЗФО)
Число пассажиров пригородных электропоездов в Петербурге, Ленинградской области и еще четырех регионах Северо-Запада продолжает расти от сезона к сезону. В 2023 году этот транспорт перевез более 93 миллионов пассажиров - на девять процентов больше, чем в рекордном 2019-м.
Артем Мирон: Уверен, что рост пассажиропотока возможен только благодаря слаженным действиям. / Пресс-служба компании АО СЗППК
А за пять месяцев текущего года - уже 36,5 миллиона, что составляет 109 процентов к уровню 2023 года. Электрички сегодня на равных конкурируют с автомобилями, встраиваются в схемы движения городского общественного транспорта и осваивают новые маршруты, в том числе международные.
Так, 5 июня запустят пригородные поезда из Псковской области до станции Алёща в Беларуси. Об этом и других новшествах, итогах и перспективах перевозок рассказал в интервью "Российской газете" генеральный директор Северо-Западной пригородной пассажирской компании Артем Мирон.
Артем Сергеевич, как возникла идея "белорусского" маршрута?
Артем Мирон: Дело в том, что ранее он уже существовал, но был закрыт в 2014 году. Спустя десять лет совместно с ОАО "РЖД" и правительством Псковской области решили его возродить, так как предполагаем большой спрос. Пригородные поезда будут отправляться из Великих Лук и Новосокольников в Псковской области до Алёщи в Витебской области Беларуси. Сама Алёща - небольшая деревня, но там хорошая стыковка: можно пересесть на пригородный поезд в Полоцк Белорусской железной дороги. А из Полоцка открыты пути в любую точку этой страны.
Надеемся, возрожденный маршрут будет способствовать развитию деловых связей и туризма.
Лето - традиционно высокий сезон для пригородных поездов. Каким он будет в этом году? Хватит ли составов на всех желающих отдохнуть за городом, какие направления усилите дополнительными поездами?
Артем Мирон: По сравнению с зимним графиком на летний сезон мы увеличили количество пар поездов на 15,6 процента в выходные дни и на 5,1 процента - в будни. Так называемые размеры движения выросли по всем направлениям. В среднем в сутки по нашим маршрутам этим летом по рабочим дням будут курсировать 383 пары поездов, по выходным - 367,5.
Также стараемся улучшить график движения пригородных поездов релевантно запросу пассажира. Так с начала года по маршруту Балтийский вокзал - Волосово назначена одна пара поездов по рабочим дням, дополнительные шесть пар поездов "Ласточка" курсируют по выходным дням и две пары по рабочим дням зимой, а также летом три пары по рабочим дням и четыре пары поездов по выходным от Финляндского вокзала в Выборг, продлили 2,5 пары поездов по рабочим дням по маршруту Витебский вокзал - Антропшино от Павловска, от Мги до станции Рыбацкое назначили две дополнительные пары поездов по рабочим дням.
Разумеется, прежде всего усиливаем те направления, на которых фиксируется максимальный пассажиропоток. Самым востребованным направлением в 2023 году стало Финляндское: это практически все поезда, отправляющиеся с Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. За минувший год ими воспользовались около 30 миллионов пассажиров - на девять процентов больше показателя 2022-го. На второе место вышло Балтийское направление, по которому перевезли без малого 23 миллиона человек - рост на 12 процентов.
Кроме того, есть такая практика: на самые "горячие" дни мы назначаем дополнительные составы совместно с комитетами по транспорту Петербурга и Ленобласти.
Самым востребованным направлением в 2023 году стало ФинляндскоеА как вычисляются такие дни?
Артем Мирон: Очень просто - по прогнозу погоды. К примеру, в среду мы получаем информацию о том, что в выходные прогнозируется жаркая погода. Уже в четверг появляется приказ о назначении дополнительных поездов, и объявление об этом тут же направляется в СМИ, чтобы люди могли планировать поездки.
Тактовое движение, при котором электрички отправляются через равные интервалы, растет с каждым годом. По какому принципу выбираются направления для него? Чем отличается новый тактовый маршрут Санкт-Петербург - Мельничный Ручей, запущенный 27 мая?
Артем Мирон: Направления выбираем на основе анализа пассажиропотока и потребностей населения в транспортных услугах. Есть крупные точки миграции, откуда многие едут, например, на работу в Петербург. Эти пункты рассматриваются с точки зрения технологической возможности. Учитываются и такие факторы, как загруженность железнодорожных станций, популярность маршрутов, а также возможность оптимизации расписания.
Тактовое движение по маршруту Санкт-Петербург - Мельничный Ручей во многом ввели из-за такого его пункта, как Всеволожск, где фиксируется большой пассажиропоток. Сейчас поезда в этом направлении курсируют каждые 15 минут в часы пик: с 06:15 до 10:00 от станции Мельничный Ручей и с 16:25 до 19:55 от Финляндского вокзала. Для этого мы добавили в общей сложности 13 дополнительных поездов (шесть от Петербурга и семь от Мельничного Ручья).
Как вы оцениваете процесс интеграции пригородного железнодорожного и городского пассажирского транспорта Петербурга и Ленобласти? Есть ли сложности?
Артем Мирон: Процесс идет очень активно - во многом благодаря введению тактового движения электричек. Самое сложное на этом пути - координация расписаний различных видов транспорта для обеспечения бесшовного перехода между ними. Например, сейчас Ленинградская область проводит транспортную реформу и поэтапно меняет маршрутную сеть общественного транспорта. Мы стараемся в нее встроиться, смотрим расписание стыковок, в ручном режиме перебираем варианты. Это комплексная работа, которая, безусловно, будет продолжаться. Также работаем над введением единого тарифа, чтобы на всех видах транспорта можно было ездить по одной карточке.
Как развиваются перевозки в других регионах, где работает СЗППК?
Артем Мирон: Стараемся уделить внимание каждому из них - расширить маршрутную сеть и улучшить качество обслуживания пассажиров. Так, в конце 2023 года запустили ускоренную "Ласточку", на которую продаются билеты с местами, из Петербурга в Великий Новгород и обратно.
Главное преимущество этого электропоезда - скорость. Он идет экспрессом с одной остановкой в Тосно. Время в пути от Петербурга до Новгорода составляет всего два часа, то есть добраться туда на "Ласточке" можно значительно быстрее, чем на других видах транспорта. В 06:55 поезд выезжает из Северной столицы, и в девять часов утра он уже в центре другого города.
СЗППК давно и активно участвует в развитии внутреннего туризма на Северо-Западе, запускает новые форматы, которые не ограничиваются железнодорожным транспортом. Какие из них наиболее востребованы?
Артем Мирон: Мы разработали комплексные туристические продукты, включающие поездку на пригородном поезде и экскурсии. Это позволяет туристам легко планировать свои путешествия.
Одним из самых популярных проектов стали путешествия в "Туристическом вагоне". В наступившем летнем сезоне туристы могут совершить такую поездку до Выборга и Гатчины и по новому маршруту до Великого Новгорода в нашей ускоренной "Ласточке". В пути они услышат интересные истории о местах, расположенных по маршруту следования. При желании можно продолжить экскурсию уже на станции назначения.
Также мы активно сотрудничаем с местными туристическими сообществами - это помогает предложить пассажирам действительно уникальные впечатления. Например, их можно получить на пешеходных экскурсиях по пунктам железнодорожного маршрута.
В летний период компания снова выступает агентом по продаже мультимодальных туров на острова Валаам и Кижи, в Петергоф, крепость Орешек и деревню Взвад. В них участвуют железнодорожный и водный транспорт - "Метеоры". В этом году запустили два новых направления - в Кронштадт ("Остров Фортов") и по рекам и каналам Петербурга.
Такие туры делают путешествия по Северо-Западу более интересными и доступными для широкой аудитории, привлекая все больше туристов из разных регионов.
Цифровизация и новые сервисы - еще одно важное направление работы СЗППК. Какие возможности появились у пассажиров в последнее время?
Артем Мирон: Мы постоянно работаем над тем, чтобы увеличить долю "безлюдных" технологий в продаже билетов. Более половины из них уже реализуются через цифровые каналы - мобильные приложения и терминалы самообслуживания. Это позволяет пассажирам купить билет быстро и легко, избегая очередей в кассу.
Сейчас сделать такую покупку можно с помощью приложений "РЖД Пассажирам" и "Яндекс. Электрички". В ближайшее время появится еще один мобильный канал продаж - Gorod Pay. Ежегодно мы внедряем возможность приобретения билета через приложения для различных льготных категорий граждан, что упрощает покупку билета.
Важное направление - интеграция с системой быстрых платежей. Оплата через СБП также упрощает и ускоряет этот процесс.
Если у пассажиров возникают какие-либо вопросы, можно получить ответы у "Виртуального помощника": для этого надо считать QR-код на станции или в поезде. Отмечу, что все сервисы внедряются прежде всего для удобства пассажиров.
Ключевой вопросРост перевозок - во многом объективный процесс, который можно объяснить, например, увеличением численности населения и развитием внутреннего туризма. На ваш взгляд, в какой мере этот результат зависит и от усилий перевозчика?
Артем Мирон: Конечно же, на увеличение пассажиропотока после окончания пандемии повлиял целый комплекс факторов, включающий восстановление экономики и спроса на транспортные услуги. Однако и работа компании по улучшению качества обслуживания пассажиров и расширению маршрутной сети также играет большую роль. Измерить долю этого фактора в процентах сложно. Но когда появляются дополнительные поезда, удобное расписание, интересные туристические проекты, даже человек, который никогда не ездил на электричке, может стать ее пассажиром. И не исключено, что после этого он будет пользоваться пригородным железнодорожным транспортом при удобной возможности.
Российская газета - Спецвыпуск: Инвестиции №123(9365)
Ссылка на интервью.